Статьи 2

[learn_more caption="святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетическая проповедь"]

святитель Игнатий (Брянчанинов)

Аскетическая проповедь Поучение к простому народу при посещении епархии.

О спасении

Свт. Игнатий (Брянчанинов) епископ Кавказский

Возлюбленные братия! Неизреченное милосердие Божие поставило меня, недостойного, вашим пастырем; оно сподобило меня посетить вас, соединить с вашими молитвами мои убогие молитвы и, наконец, беседовать с вами. О чем же нам, братия, побеседовать? Побеседуем о нашем спасении. Все мы кратковременные странники на земле. Каждый из нас погостит на ней, сколько ему назначено Богом, и потом умрет, умрет непременно. И домы наши, и сады, и поля, и имущество, и самое тело будут отняты у нас смертью. Душа, одна душа с своими делами, добрыми или злыми, пойдет в вечность, в вечности будет или постоянно блаженствовать и радоваться, или постоянно мучиться, плакать и стонать. Побеседуем же о том, как нам спастись, как благоугодить Богу, как избавиться от горького ада, как наследовать рай сладости.

Братия! Приготовьтесь тщательно внимать моим словам, чтоб вам понять их и помнить. Имея возможность редко беседовать с вами, намереваюсь ныне преподать вам самонужнейшее учение. «Господи! устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс. 50:17). О принадлежности Церкви Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям. Если кто не повинуется Церкви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник, то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником: «аще кто Церковь преслушает, – сказал Он, – буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: «Безумие бысть тебе, понеже не сохранил еси заповеди моея, юже заповеда ти Господь» (1Цар. 13:13). «Еда угодны Господу всесожжения и жертвы, якоже послушати гласа Господня? се послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овня. Якоже грех есть чарование, тако грех есть противление, и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение» (1Цар. 15:22–23). В Новом Завете возлюбленный ученик Господа засвидетельствовал, что тогда только Господь принимает нашу молитву, когда эта молитва приносится по воле Господа (1Ин. 5:14). Молитвы тех, которые действиями своими противятся Богу, не приняты, отвергнуты Богом (Мф. 7:21–23). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! Ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня – твоим смирением» (1). Раскольники держат продолжительные и тяжелые посты, целые ночи проводят в молитве, кладут многочисленные поклоны, но увы! Труждаются всуе и тщетно, потому что не хотят смириться.

Без смирения невозможно быть учеником Христовым. Господь сказал: «Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинялся Христу. Истинное смирение от послушания, сказал святой Иоанн Лествичник (2), как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «был послушлив до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: «смирихся, и спасе мя», сказал пророк (Пс. 114:5). Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, непрощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоустого. Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к святой Церкви.

О молитве в храме и дома

Кто хочет спастись, должен, хотя понемногу, но часто молиться Богу. В будни молись Богу дома: утром восстав от сна; на ночь отходя ко сну; пред обедом и пред ужином. Даже не позавтракай и не поужинай, не вспомнив о Боге и не изобразив на себе крестного знамения. В праздничные и воскресные дни должны принимать участие в общественных церковных молитвах. Ходи к утрени, к всенощному бдению, к Божественной Литургии и к вечерне.

Великое счастье для грешного человека, что ему дано посещать церковь Божию: он может умолить Бога, чтоб Бог простил ему грехи и даровал спасение. Давид был славный и богатый царь, был вместе и пророк, но одного просил у Господа: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26:4). Давид признавал данную ему возможность ходить в церковь особеннейшей милостью Божией: «аз же, – говорит он, – множеством милости твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем» (Пс. 5:8). Вообще молитва есть величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом.

Святые отцы называют молитву матерью всех добродетелей (3), потому что ею можно испросить у милосердого Господа все прочие добродетели, все блага временные и вечные, как засвидетельствовал Господь: «просите, – сказал Он, – и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам». К заповеди о молитве Господь присовокупил и обетование услышать молитву нашу: «всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется. Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:7–8, 11). Молитву должно совершать с верою; основывать ее должно на незлобии. Что душа для тела, то вера для молитвы; как тело без души мертво и неспособно к движению, так молитва без веры мертва, лишена силы и действия. Что основание, фундамент для дома, то незлобие для молитвы. Как дом не может стоять без фундамента, но должен упасть, так молитва, если она не основана на незлобии, не может вознестись к Богу, но погрязает в плотском мудровании и уничтожается им. Господь сказал: «Вся, елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете, и будет вам. И егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша» (Мк. 11:24–25).

Молитва не только доставляет нам временные и вечные блага, не только привлекает на нас благословение Божие, она охраняет от напастей, исторгает из величайших бедствий. Она извлекла пророка Иону из чрева китова; она избавила царя Езекию от объявленной уже ему смерти. «Молитеся да не внидете в напасть» (Лк. 22:40), сказал Господь.Напротив того, нерадящий о молитве подвергается многим и различным бедствиям, может утратить самое спасение.

О милостыне

Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную. Душевная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т.е. оскорблений и обид, нанесенных нам ближними.

Милостыня телесная состоит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждою, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7), то есть спасутся. Напротив того, суд без милости ожидает немилостивых (Иак. 2, 13), то есть немилостивым не спастись.

О покаянии

Кто хочет спастись, тот должен приносить Богу тщательное раскаяние в своих согрешениях, как при ежедневных молитвах своих, так, в особенности, пред отцом духовным при таинстве исповеди. Возвещает боговдохновенный пророк: «Беззаконие мое познах, и греха моего не покрых: рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31:5).

Вникните в порядок слов, изреченных Святым Духом: сперва человек познает грехи свои, что достигается благочестивым рассматриванием самого себя; потом он отвергает те оправдания, которыми лукавая совесть обыкновенно старается извинить грех свой; наконец, кающийся человек делается обвинителем самого себя и высказывает Господу, при свидетеле-духовнике, все согрешения свои, отнюдь не щадя самолюбия. Тогда он получает от Бога прощение беззаконий. Апостол сказал: «аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды» (1Ин. 1:9). Почему, «аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа, Праведника, и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1Ин. 2:1–2). У нас всесильный ходатай Господь наш Иисус Христос! У нас всемогущее очищение от наших грехов Господь наш Иисус Христос! Уничтожив наши грехи при посредстве исповеди чрез такого Ходатая и чрез такое очищение, мы несомненно получаем всерадостный залог нашего спасения.

По очищении себя исповедью пред отцом духовным должно со страхом Божиим, верою и любовью приобщиться всесвятого Тела Христова и всесвятой Крови Христовой, что необходимо для спасения. Господь сказал: «Аминь, аминь, глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, не пиете крове Его, живота не имате в себе, т.е. не имеете спасения. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный», т.е. имеет спасение (Ин. 6:53–54). Должно приобщаться, по крайней мере, во все четыре поста, четырежды в год. Если ж, к сожалению и несчастью, житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год.

О скорбях

Кто хочет спастись, тот должен великодушно переносить все скорби, которые будут ему попущены во время сего краткого земного странствования. Случится ли неурожай, или и созревший уже хлеб истребит саранча, побьет град; случится ли падеж скота, пожар, болезнь своя и членов семейства, смерть кого-либо из ближайших родственников, придется ли потерпеть гонение и обиды от сильного человека – все это должно переносить великодушно, без ропота, особенно же без хуления.

Господь заповедал нам в терпении нашем стяжать (преобретать) души наши (Лк. 21:19); «претерпевый до конца, – сказал Он, – той спасется» (Мф. 24:13). Это значит: спасется не тот, кто какую-либо одну скорбь перенесет терпеливо, а при других скорбях будет предаваться печали и ропоту; спасется тот, который все скорби, все напасти, какие бы ни попустились ему во время земной жизни, будет благодушно переносить до самой кончины, до дня и часа смерти. Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое сознание своей греховности!

Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя! Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу. «Христос пострада по нас, – сказал святой апостол Петр, – нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1Пет. 2:21).

Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд самомнения и тщеславия, более или менее явных; но подвиг, в который возводится душа скорбью, посылаемою Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние.

Посылаемые Богом скорби верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу. «Аз, – свидетельствовал Господь, – ихже аще люблю, обличаю и наказую» (Откр. 3:19). По этой причине апостол так утешает скорбящего и страждущего: «Сыне мой, не пренемогай  (не изнемогай) наказанием Господним, ниже ослабевай, от Него обличаем. Его же бо любит Господь наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог» (Евр. 12:5–7). Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они – дар Божий (Флп. 1:29); они – знамение усыновления Богу! Чтоб научиться терпеливому и благодушному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбь словами блаженного разбойника: «Достойное по делом моим приемлю; помяни мя, Господи, во царствии Твоем» (Лк. 23:42). Так же полезно вспоминать и повторять слова многоболезненного Иова. «Благая от руки Господни прияхом, злых ли не стерпим?» (Иов 2:10) «яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благословенно во веки» (Иов 1:21).

Все святые многими скорбми и смертми (4) наследовали Царство Небесное! Все святые славословили и благодарили Бога за посланные им искушения и напасти, которыми они очистились, как злато в горниле, и сделались способными к вечному блаженству. Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, верными залогами которых служат земные скорби.

О чтении Священного Писания

Желающему спастись необходимо заниматься чтением божественных книг. «Блажен муж, – сказал святой пророк Давид, – иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не ceдë но в законе Господни вся воля его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1:1–2). Ум наш как омраченный грехом никак не может удовлетвориться по отношению к спасению собственными помышлениями, немощными, колеблющимися, обманчивыми; ему необходимо посредством внимательного чтения или тщательного слышания Слова Божия заимствовать из него помышления Божественные и вразумляться ими.

Должно заниматься изучением слова Божия весьма благоговейно и весьма часто, чтоб оно было руководителем нашим в деле спасения, потому что наши собственные помышления легко могут отвлечь нас от спасительного пути, приняв неправду за правду. Наши собственные помышления столько повреждены грехом, что они даже противоречат и противодействуют слову Божию. Великая беда вверяться им! Напротив того, великое благо, когда кто неупустительно держится слова Божия, как слепец держится за руку своего провожатого. Святые отцы назвали чтение и слышание слова Божия царем всех добродетелей (5).

Слово Божие открывает нам все греховные страсти, живущие и действующие в поврежденном естестве нашем, открывает все ухищрения их, разоблачает злобу, когда она, для обольщения нашего, прикрывается личиною добродетели. Слово Божие обнаруживает козни и замыслы врага нашего диавола, вразумляет нас, как мы должны отражать этого лукавого супостата, жаждущего погибели нашей. Слово Божие непрестанно призывает нас к покаянию, поведая нам бесконечное милосердие Божие к падшему и страждущему под игом греха человечеству; оно наставляет нас, как приносить покаяние, как соделать это покаяние действительным и многоплодным. Слово Божие представляет нам всю превратность и суетность сего мира; оно живописует пред нами погибельные следствия от обольщения миром и грехом; оно раскрывает пред нами величественную вечность с ее наградами за благочестивую земную жизнь и с ее страшными казнями за беззакония, совершенные на земле. Слово Божие преподает нам подробнейшее и точнейшее учение о добродетелях и о средствах, как приобрести добродетели, как сделаться угодными Богу. Короче сказать, слово Божие научает нас спасению.

О жизни христианской кратко

Кто верный сын Православной Церкви, кто ежедневно, а еще лучше, если ежечасно, на всяком месте владычества Божия, вспоминает Бога и просит у Него милости и помощи, кто по воскресным и праздничным дням тщательно посещает храм Божий, а дома молится каждое утро и вечер, кто милостив к нищим и странным, кто приносит раскаяние в своих грехах и приобщается святых Христовых Тайн, кто терпит великодушно посылаемые ему Богом скорби, кто тщательно занимается изучением слова Божия, тот имеет у себя драгоценный залог спасения. Ему еще предлежит подвиг: он необходимо должен хранить свое сокровище – свое спасение – от грехов, особливо от грехов смертных.

О смертном грехе

Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертью душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принесши в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад на вечное мучение. Смертные грехи суть следующие: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, пьянство, святотатство, грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида. Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием.

Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, приняв от него эпитимию, и впредь в этот грех не впадать. Но как многим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе! Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идет во ад. Ей нет никакой надежды к спасению.

Что значат грехи не смертные? Это грехи помышлением, словом, делом в ведении и неведении, которые не убивают души, но только более или менее уязвляют ее. Этих грехов не чужды и святые; но святые бодрствуют над собою и, заметив согрешение, в которое увлекла их общая человекам немощь, тотчас врачуют его покаянием. Если последует разлучение души с телом в то время, как человек не успел омыть свои не смертные грехи покаянием, то душа не низводится по причине этих грехов во ад; ей попускается на пути к небу, на воздухе, истязание от духов лукавых, в соучастии с которыми совершаются человеками грехи, и предоставляется искупить согрешения добрыми делами. Если душа имеет достаточно добрых дел, в особенности если она во время земной жизни подавала много милостыни, то она искупает этою милостынею и прочими добрыми делами согрешения; ей отверзаются врата небесные, и она входит на небо для вечного упокоения и радования. Но случается, что у души бывает так много не смертных грехов и так мало добродетелей, что она за множество грехов не смертных низводится во ад.

Святые отцы уподобляют смертный грех тяжелому камню, а не смертный грех ничтожному зерну песка. Если навязать один большой камень на шею человека и погрузить его в глубину, то он потонет: так достаточно одного смертного греха, чтоб потопить душу в пропастях ада. Несколько зерен песка не составляют почти никакого груза: так и в святых Божиих не смертный грех, весьма умалившийся и измельчившийся постоянным наблюдением за собою и постоянным покаянием, не имеет почти никакого влияния на их вечную участь. Но этот же не смертный грех в душах, преданных земным попечениям, в особенности земным увеселениям, получает необыкновенную тяжесть и наравне со смертным грехом низвлачает окаянную душу во ад. Например, если кто сказал смешное и даже неблагопристойное слово, потом раскаялся в нем, того грех удобопростителен; если ж кто постоянно произносит смешные, кощунные и даже срамные слова, тот за постоянное свое празднословие и сквернословие удобно может подвергнуться вечному мучению во аде.

Не смертные грехи многочисленностью своею могут принести ту же погибель душе, какую приносит ей смертный грех. Так, мешок, набитый мелким песком и навязанный на шею человека, может потопить его столько же удобно, как может потопить и самый тяжелый камень. Корень всем грехам, сказал св. апостол Павел, есть сребролюбие, а после сребролюбия, по мнению св. отцов, чревообъядение, которого сильнейшее и обильнейшее выражение – пьянство. Из-за любви к деньгам Иуда совершил ужаснейшее преступление между преступлениями человеческими: предал Господа. Из-за любви к деньгам совершаются бесчисленные злодеяния: нарушаются законы Божеские и государственные, попирается правда, покровительствуется неправда, угнетается нищий, обогащается на погибель свою мздоимец. Сердце сребролюбца затворяется для милосердия, и он лишает сам себя милости Божией или спасения, которое даруется одним милостивым.

Преданный пьянству к каким беззакониям не способен? Он отселе раскален вином, как бы огнем гееннским, безумствует, беснуется, как исступленный. Он готов на прелюбодеяние, он готов на ссоры, на драки, на разбой, на убийство. Все злодеяния представляются удобными для обуявшего от пьянства. При всем том его злодеяния не могут сравниться с злодеяниями сребролюбца, которого злодеяния обдуманы, прикрыты личиною правды, дальновидны, проникнуты и преисполнены лукавством сатанинским, действуют нередко в самом обширном значении и размере, потрясая и подрывая благосостояние целых народов. Не без причины святое Евангелие говорит, что в сребролюбивого Иуду, для вспомоществования ему и для руководства его в адских замыслах, «вниде сатана» (Ин. 13:27).

Эпилог

Возлюбленные братия! В краткой моей беседе к вам изложил я пред вами, сообразно скудости разумения моего, путь спасения, средства к спасению и образ, как сохранить от порчи злом спасение, приобретенное добродетелями. Спасайтесь, братия, спасайтесь! Земная жизнь каждого из нас очень коротка, – не видать как пройдет. Не видать как подкрадется к каждому из нас смерть! В страшный час смертный всякое объядение и пьянство, всякое любодеяние и прелюбодеяние покажутся нам смрадною и глубокою ямою и пропастью. Как начнем мы жалеть, что валялись в этой яме! Тогда мы познаем, что наслаждение всякою страстью есть самое несчастное, самое горестное обольщение. Блажен тот, кто запасся спасением, запасся спасением чрез посредство молитв своих, чрез посредство милостыни своей, чрез посредство покаяния своего. Таковой внидет в радость Господа своего; таковой внидет в рай сладости, где текут реки благодати Божией, где празднуется вечный праздник спасения. Напротив того, ту душу, которая во время земной жизни утопала в грехах, лютые демоны низвлекут во ад.

О братия! Невыразимы те муки, которые ожидают грешников в темницах преисподней. Там мрак вечный и вместе огнь неугасающий; там скрежет зубов, там червь неусыпающий. Там раздаются непрестанные вопли и стоны! умоляют о милости; но нет никого, кто бы слышал и обращал внимание на самые убедительнейшие и жалостнейшие моления. Там просят помощи и избавления; но нет никого помогающего и избавляющего. «Невозможно передать словом, – говорит святой Кирилл Александрийский, – невозможно изобразить и представить себе бедствия и страдания, которым подвергаются души, низверженные в пропасть адскую. Изнемогают всякие уста человеческие к объяснению страха и трепета, которые объемлют узников адских; нет уст человеческих, могущих выразить томление и плач их»

(6). Братия, постараемся благочестивою жизнью избегнуть лютых адских мук и наследовать Царствие Небесное. Кто из вас доселе жил благочестно, тот да продолжает таковое жительство. Кто доселе позволял себе проводить жизнь греховную, тот да принесет покаяние, и отселе да начнет проводить жизнь добродетельную. «Живу Аз, глаголет Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иезек. 33:11). Аминь. * * *

1. Алфавитный Патерик; Житие преподобного Макария Великого, египетского. Четьи-Минеи. 19 января

2. Слово 4-е. О послушании

3. Слово пр. Марка Подвижника. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 35. Доброт., ч. 1. «Молитва добродетелью называется, аще и матерь добродетелей есть: раждает бо оныя от соединения со Христом»

4. См. Требник, последование малой схимы

5. «Цветник» священноинока Дорофея; святой Петр Дамаскин. О чтении по Бозе, О рассуждении, кн. 1. Доброт., ч. 3 и многие другие отцы

6. Слово о исходе души. Псалтирь с восследованием [/learn_more]

[learn_more caption=»В ожидании Рождества»] Бог сотворил мир прекрасным. Вершиной всего сотворенного был человек – образ Божий. Райское состояние для человека естественно. Когда его нет – человеку плохо, он тоскует о потерянном Рае. В грехопадении не Бог отвернулся от человека, а сам человек по своей собственной воле избрал жизнь без Бога, предал любящего Бога и Отца. Бог всегда любил и любит Своё высшее творение.

Вспомним, как часто у нас не хватает сил, чтобы восстановить прекрасные человеческие отношения, которые мы сами же и разрушаем. Более того, сделав ближнему гадость, мы обычно начинаем себя оправдывать, а про обиженного нами – думать всё хуже и хуже, как бы мотивируя задним числом свой неблаговидный поступок.

Отношения взаимного доверия и любви разрушены со стороны человека, следовательно, со стороны человека и должны быть восстановлены. Но природа человека искажена, сам он стал рабом греха и не в состоянии восстановить эти отношения. Вспомним, как часто у нас не хватает сил, чтобы восстановить прекрасные человеческие отношения, которые мы сами же и разрушаем. Более того, сделав ближнему гадость, мы обычно начинаем себя оправдывать, а про обиженного нами – думать всё хуже и хуже, как бы мотивируя задним числом свой неблаговидный поступок.

Бог есть Любовь, и человек как образ, портрет Божий по замыслу творца должен был стать таким же, как Бог – чтобы и про человека можно было бы твердо сказать, что он есть любовь. Любить нельзя заставить, в любви может быть только добровольный выбор. Человек, искаженный грехом, смотрел на Бога уже грешными глазами и не мог, а может, и побоялся употребить силы для лечения своей поруганной предательством любви. Бог наделил человека, в отличие от животных, даром свободы воли. Это был, можно сказать, риск со стороны Бога, но без свободы невозможна любовь.

Бог есть Любовь, и человек как образ, портрет Божий по замыслу творца должен был стать таким же, как Бог – чтобы и про человека можно было бы твердо сказать, что он есть любовь. Любить нельзя заставить, в любви может быть только добровольный выбор. Идя на этот риск, даруя свободу человеку, Бог дает ему возможность реального выбора жизненного пути. Человек зачастую, как блудный сын в евангельской притче, считает правильным идти по жизни самому, без Бога, по тому пути, где Бога нет, где человек сам себя делает богом с маленькой буквы: «Всё во благо человека, все во имя его». При этом забывается, что самым драгоценным в человеке является его бессмертная душа. А когда о душе и о вечной жизни не вспоминаешь, то главным становится забота о теле, то есть человек становится лишь телесным существом, потребляющим земные блага. На этом пути в поисках истины и настоящего счастья тысячелетиями метался человек. Всё было опробовано: магия, разврат, роскошь, пресыщение земными благами, искусство, труд ради самого труда. Но ничто не давало сердцу покоя, ничто не приносило безмятежного и крепкого счастья. Поняв, что он в жизненном тупике, человек стал разными путями искать истину, порой ценой больших ошибок.

Спаситель – Пастырь Добрый, Который оставляет Своё большое стадо и идёт искать отбившуюся овечку, которую в горах похитил лютый хищник. Отбив у врага найденную овцу, Он на Своих плечах несет её домой. Отбившаяся овечка – это человек, а хищник – диавол. И именно в этом поиске он и обрел Того, Кто уже давно ищет его самого, просит откликнуться на Свой призыв отеческой любви. Древние христиане в символической живописи изображали Иисуса Христа в образе легендарного героя Орфея, который своей великолепной игрой на лире умирял всех, даже злых и хищных животных, и все они собирались к его ногам.

Спаситель – Пастырь Добрый, Который оставляет Своё большое стадо и идёт искать отбившуюся овечку, которую в горах похитил лютый хищник. Отбив у врага найденную овцу, Он на Своих плечах несет её домой. Отбившаяся овечка – это человек, а хищник – диавол.

Только вернувшись к Богу, человек обретёт свободу, свободу жить вечно, в нескончаемой радости, согревая Божией любовью свою земную любовь.

Только вернувшись к Богу, человек обретёт свободу, свободу жить вечно, в нескончаемой радости, согревая Божией любовью свою земную любовь. Чтобы вернуть человека к его призванию и настоящей свободе, Бог замыслил Сам стать человеком, чтобы люди в Нём увидели Бога и поняли Его, чтобы их сердца услышали дивную музыку Божией ласки и любви. Только тогда человек, осознав своё безумное блуждание в мире греха, сможет вернуться в дом своего Отца как родной сын. Совершить это нужно, живя на земле, пока есть возможность что-то изменить в своей жизни. В течение тысячелетий человеческой истории Бог подготавливал мир к принятию Спасителя. Сын Божий мог стать человеком, лишь родившись от земной матери. Он идёт на землю не для того, чтобы Ему служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им. Он смиряется, уничижая Свою славу и достоинство. Даже родился Он не в царском дворце, а в хлеву! И когда Богочеловек был ещё Младенцем грудного возраста, враги, для которых Бог был и всегда будет помехой в жизни, уже искали Его погибели. Мы, христиане, празднуем Рождество Христа Спасителя и как событие всемирно-историческое: Творец стал творением, чтобы спасти людей от бессмыслицы жизни, греха и смерти; и как событие сугубо личное: рождение Христа в глубине собственного сердца, когда душа и тело наши становятся храмом живущего в нас Бога. Тогда наша жизнь начинает наполняться небесным светом и Христовой любовью, в сердце начинает звучать дивная музыка Небесного Царства. И пусть даже по нашей слабости и немощи этот прекрасный голос в душе мы заглушаем суетой и мелочностью жизни, тем не менее, мы верим и знаем, что Бог нас ждёт и любит. Христианин об этой любви узнает не только из книг и церковного богослужения.

Иисус Христос родился в стойле для скота. Не брезгует Он и нашей грязи, грязи человеческого греха. И как родная мать с любовью умоет запачкавшееся дитя, так с отеческой любовью Христос Спаситель идет в грязную человеческую душу, чтобы отмыть её от греха и из грязного сарая сделать святой прекрасный храм.

Собственно, и христианином человек становится не тогда, когда поймёт слова Христовы, а когда на них трепетно отзовется его собственное сердце. Иисус Христос родился в стойле для скота. Не брезгует Он и нашей грязи, грязи человеческого греха. И как родная мать с любовью умоет запачкавшееся дитя, так с отеческой любовью Христос Спаситель идет в грязную человеческую душу, чтобы отмыть её от греха и из грязного сарая сделать святой прекрасный храм.

Христос хочет и готов это сделать, но дверь в человеческое сердце открывается только изнутри. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3,20),

Христос хочет и готов это сделать, но дверь в человеческое сердце открывается только изнутри. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3,20), – слышим мы слова Богочеловека в Священном Писании. Вечеря – праздничный ужин. Ведь в душе наступает праздник, когда туда приходит Иисус Христос. И наша задача – открыть дверь и услышать призывный стук Спасителя в сердце человека. Наступил Рождественский пост. Это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, чтобы от встречи с Богомладенцем радостно запела наша душа и обновилась наша жизнь.

Когда мы ждём дорогого гостя, мы комнату свою выметем и приберём. Так же и ожидая Рождения Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны душу свою очистить покаянием и делами любви: примириться с близкими, помочь нуждающимся, напитать душу Словом Божиим и Святым Причащением.

Когда мы ждём дорогого гостя, мы комнату свою выметем и приберём. Так же и ожидая Рождения Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны душу свою очистить покаянием и делами любви: примириться с близкими, помочь нуждающимся, напитать душу Словом Божиим и Святым Причащением. Это нужно для того, чтобы Христос увидел, что мы Его ждём и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость Встречи со Спасителем будет взаимной. Это мы знаем и свято в это верим. Протоиерей Борис Балашов Сайт «Клин православный»[/learn_more][/learn_more]