Статьи

«О ВЕРЕ ВО СВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ»

Нужна ли вера в Церковь? Может быть, колесо вашей жизни так гладко катится, что совершенно не нуждается в смазке веры, и вы вполне счастливы? Может быть, хождение ваше в церковь и прикладывание к иконам, помазание елеем и принятие благословения вы совершаете в силу старых традиций и легко можете отбросить всё это? Или вы пришли в церковь, к вере, потому что теперь тяжело живётся, или вы пострадали материально, устали?.. Может, и мы, ваши пастыри, являемся пережитками старого и нас надо поместить под стекло в музее, как старое облачение? Или, может быть, вы, будучи «отсталыми», не осознали этого ещё?

 А ведь вера требует сознательности, в особенности теперь, когда каждый день на вас обрушиваются десятки вопросов и сомнений насчет веры. На эти вопросы отвечает христианская апологетика. Но апологетикой может быть сама жизнь. Нужно в неё всмотреться… Пусть перед вами пройдёт картина всей вашей жизни, в длинной ленте увлечений, стремлений, горестей, радостей, и, может быть, тогда вы сами скажете, нужна ли вера в Церковь и какую роль она играет в вашей жизни. Пусть перед вами пройдёт картина всей вашей жизни, в длинной ленте увлечений, стремлений, горестей, радостей, и, может быть, тогда вы сами скажете, нужна ли вера в Церковь и какую роль она играет в вашей жизни. Я бы изобразил вашу жизнь евангельской картиной неудачного лова рыбы на Генисаретском озере. Я бы подробно нарисовал её, так как каждая мелочь имеет значение. Берег озера, время перед рассветом, приближается зной изнуряющего дня. Воды озера спокойны, лёгкие волны лениво катятся к берегу, лижут камни и также лениво возвращаются назад, приливы и отливы… На берегу мы видим кучку людей. У них безразличный, усталый вид: это рыбаки, которые всю ночь ловили рыбу. Тяжелый труд только что закончили они. В неуклюжих рыбацких лодках, нагруженных просмолёнными сетями, выходили они на ловлю. Напрягая мускулы, закидывали они сети и с большим трудом их вытаскивали, ожидая увидеть в них серебро трепещущих рыб. И что же? Сети пусты? Нет, не пусты, в них много ила, травы, ракушек, камешков со дна – это всё, что попало в сети за целую ночь.

Ночь – самое благоприятное время для ловли рыбы – уже на исходе. Раздражение и досада овладевают рыбаками. Но когда мы видим их на берегу, вытаскивающими намокшие сети, то в них уже нет раздражения, остались апатия и усталость от непосильных трудов, безразличие написано на лицах. Лишь холод от намокшей в воде одежды заставляет рыбаков иногда напряженно вздрагивать. И что же? Сети пусты? Нет, не пусты, в них много ила, травы, ракушек, камешков со дна – это всё, что попало в сети за целую ночь.

Ночь – самое благоприятное время для ловли рыбы – уже на исходе. Раздражение и досада овладевают рыбаками. Но когда мы видим их на берегу, вытаскивающими намокшие сети, то в них уже нет раздражения, остались апатия и усталость от непосильных трудов, безразличие написано на лицах. Лишь холод от намокшей в воде одежды заставляет рыбаков иногда напряженно вздрагивать. Ночь они ловили рыбу безуспешно, а рыба нужна для пропитания; надо спешить, вскоре наступит дневной зной и работать будет невозможно. В это время к ним подходит Спаситель и говорит одному из Своих учеников: «Симон, забрось сети». Но как забросить сети, когда лучшее время – ночь –уже миновало? «Забрось сети»! Не поборов раздражения, Симон сказал Иисусу: » Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Эта картина – ваша жизнь. Если бы у меня был художник, я бы сказал ему: «Нарисуй картину так, как я рассказал», и от вашего имени написал бы: «Всю ночь трудились и ничего не поймали». Я поясню вам сейчас эту картину, которая имеет символическое значение. Озеро – это мир жизни, лодки – жизненные пути, сети – душевные способности. Ночь – наша жизнь, так как день наступит после сумерек – смерти. Каждый родившийся человек получает лодку и отправляется в плавание. Пускаясь в плавание, мы кажемся себе великими; думаем, будто совершаем что-то очень важное, очень нужное, грандиозное. Это всё оттого, что мы так окунулись в суету, потеряли общий масштаб, и наше барахтанье кажется нам очень важным, великим, хотя на самом деле мы плаваем как бы на веревочке и бултыхаемся невдалеке от берега. Вся наша жизнь есть борьба, борьба за кусок хлеба. Начнём с юности, когда идёт борьба за приобретение знаний, образования. Некоторые падают уже тут.

Дальше начнётся борьба за приискание должности. Когда эта борьба увенчается успехом, должность добыта, начинается новая борьба – за сохранение места. Идёт не только за это борьба, но борьба за семью, за детей, за их воспитание, за предохранение их от развращающего влияния, борьба за мир и благоденствие в семье. Всё время – борьба, как и у тех рыбаков – ночь напролёт. Посмотрим же на наш улов, может быть, мы много поймали? Вся наша жизнь есть борьба, борьба за кусок хлеба. Начнём с юности, когда идёт борьба за приобретение знаний, образования. Некоторые падают уже тут.

Дальше начнётся борьба за приискание должности. Когда эта борьба увенчается успехом, должность добыта, начинается новая борьба – за сохранение места. Идёт не только за это борьба, но борьба за семью, за детей, за их воспитание, за предохранение их от развращающего влияния, борьба за мир и благоденствие в семье. Всё время – борьба, как и у тех рыбаков – ночь напролёт. Посмотрим же на наш улов, может быть, мы много поймали? Всю ночь нашей жизни мы трудимся, напрягаем мускулы, утомляется и слабеет память, с каждым годом, днём, часом, минутой мы не приобретаем, а растрачиваем наши способности, силы, здоровье, и сети наши обрываются.

Из Божия цветка, полного аромата и чистоты, во что превращается наша душа? Особенно заметно это в юношах. Мы видим, как они развращаются, грубеют, становятся наглыми, черствыми, теряют чистоту и доброту, мягкость, ласковость, стыдливость. Это явно заметно у них с 15 лет, а в городах и того раньше. Вот улов! Гордитесь вы им? Ваши сети пусты, они заполнены грязью, которую мы зацепили со дна жизни. А душа? Приобретает ли она?

Из Божия цветка, полного аромата и чистоты, во что превращается наша душа? Особенно заметно это в юношах. Мы видим, как они развращаются, грубеют, становятся наглыми, черствыми, теряют чистоту и доброту, мягкость, ласковость, стыдливость. Это явно заметно у них с 15 лет, а в городах и того раньше. Вот улов! Гордитесь вы им? Ваши сети пусты, они заполнены грязью, которую мы зацепили со дна жизни. Ещё мы можем сравнить нашу жизнь с музыкальным инструментом, который вышел из первоклассной мастерской, из рук замечательного мастера. Каждая струна издавала полный, чистый, сочный звук. И вот инструмент попадает в неумелые руки: расстроена клавиатура, порваны струны, только две-три струны издают хриплые звуки. Так и наша душа. Из рук Творца она выходит полная аромата, свежести, сочности, а потом, в жизни, теряет свой аромат, струны души обрываются, и мы в конце нашей жизни хрипло скрипим на двух-трёх струнах. Может быть, в материальной жизни мы приобретаем много ценного? Нет, и в ней – ничего! Всё мусор. Например, при переезде с квартиры на квартиру, пока мебель стоит, картины развешаны, всё прибрано – создаётся впечатление красивого, уютного жилья. Однако стоит только всё передвинуть, перетряхнуть, как всё будет выглядеть, как хлам и мусор. Что же всё-таки приобретает человек? С годами у него слабеют руки, походка становится неуверенной, пропадает румянец, появляются морщины на лице. Усталость, апатия овладевают человеком. И тут душа бывает в двух состояниях: или она мертва, или мятется. Разве мало вы видели в жизни мятущихся душ? Гордитесь же вашим уловом. Ваши сети полны грязи жизни, и она тяготит душу. Пора прекратить бесплодный улов – близится рассвет. Остановитесь! Выйдите на берег, вытащите набухшие сети.

Из Божия цветка, полного аромата и чистоты, во что превращаются ваши души? Вытряхните грязь и воззовите ко Христу, Который близ вас ходит по берегу.Воскликните словами Евангелия: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, помоги нам!» Пора прекратить бесплодный улов – близится рассвет. Остановитесь! Выйдите на берег, вытащите набухшие сети. Из Божия цветка, полного аромата и чистоты, во что превращаются ваши души?

Из Божия цветка, полного аромата и чистоты, во что превращаются ваши души? Вытряхните грязь и воззовите ко Христу, Который близ вас ходит по берегу. Воскликните словами Евангелия: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, помоги нам!» Господь услышит, и только один Он может наполнить ваши сети, как и на Генисаретском озере, где они наполнились по слову Его. Он наполнит вас благодатью так, что она будет от обилия вырываться из ваших душ. Так вот, решите теперь сами, нужны ли вам вера и христианство? Аминь. Священномученик Григорий (ЛЕБЕДЕВ), епископ Шлиссельбургский Александро-Невская Лавра, 1924 г.

 «ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ»

 Слово в субботу Светлой седмицы Братия! Христос Воскресе! Сегодня последний день Светлой седмицы и поэтому усугубьте призывы Воскресшего! В сердце вашем, быть может, печаль… Зачем проходят дни ликованья и кончается праздник? Скоро закроется вход во Святая святых и оборвутся радостные пасхальные песни. Зачем? Зачем? Остаться бы навечно в ликующей выси и знать только радость… Ведь пребывание со Христом –бесконечно, и неугасима радость пребывания с Ним! Братия, праздник кончается только по земному порядку вещей. В этом порядке каждому событию из их годичного круга естественно отводится ограниченное время. Но Воскресение не кончилось! Оно бесконечно. Разве стираются плоды Воскресения? Разве снова заключается небо?

Запирается рай и делается недоступным Небесное Царство? Разве уходит от нас Христос и уже не близки Ему певцы Воскресения? Нет! Пусть не омрачается лучезарность души, поднятой Воскресением, – Христос с нею вовеки! Воскресение не исчезает и радость его не тускнеет. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20). И далее: «И мир уже не увидит Меня… ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин.14,19). Если вы в Господе и Он – в вас, то нет места печали. Будет вечно ярок свет загоревшейся жизни! Пусть не умолкает в вас радость. «Пребудете в любви Моей… и радость ваша будет совершенна» (Ин.15,10-11). Радость вечного Воскресения – это бесконечная, ничем не сокрушимая радость. «Я увижу вас… и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16,22). Так не снижайте же радости! Праздник кончается по внешнему порядку вещей, а ликующая высь остаётся.

Христос остаётся в душах, остаются слова его: «Радуйтеся!» Этот призыв подкрепляется завещанием: «Радости вашей никто не отнимет у вас». Никто! Никто не в силах отнять радости Великого и Светлого Воскресения. И ничто, ничто, кроме греха, не в силах затемнить её…

Христос остаётся в душах, остаются слова его: «Радуйтеся!» Этот призыв подкрепляется завещанием: «Радости вашей никто не отнимет у вас». Никто! Никто не в силах отнять радости Великого и Светлого Воскресения. И ничто, ничто, кроме греха, не в силах затемнить её. Только радость ваша, братия, с сегодняшнего дня не будет иметь наружной оправы в виде духовного ликования. Сокройте её в глубине души и храните там как неизгладимый отпечаток Божественного Воскресения. Лелейте в душе все святые чувства Пасхи, все порывы в Свет Христа, порывы к своему воскрешению. Соберите там, как в ларце, все отблески, все алмазные лучи воскресшей жизни. Если ваши сердца зажглись светом Воскресения, то, конечно, ваша душа, как хранилище даров Пасхи, станет живым источником струй жизни. Из него забьют потоки вдохновляющей силы и заискрятся лучи радости, и вы каждый миг сможете переживать Пасху и вдохновляться святым Воскресением.

Святая Церковь празднует поэтому Воскресение каждый седьмой день и посвящает службы этого дня Воскресшему Богу. Это еженедельное Воскресение и есть отблеск Пасхи. Он даётся вам, чтобы подкрепить ваше вдохновение, чтобы ярче блистал в вашей душе Свет Воскресения и живее была бы радость о Нем.

Впрочем, Господь не лишает своих чад и внешнего подкрепления. Святая Церковь празднует поэтому Воскресение каждый седьмой день и посвящает службы этого дня Воскресшему Богу. Это еженедельное Воскресение и есть отблеск Пасхи. Он даётся вам, чтобы подкрепить ваше вдохновение, чтобы ярче блистал в вашей душе Свет Воскресения и живее была бы радость о Нем.Так Свет Воскресения льется круглый год. Он изливается без конца… Пусть же будет в душах неумолкающая радость, пусть будет «веселие вечное»! Братия, пусть радость вас не оставит! Переместите веселие звуков в неизгладимое веселие души. И пусть душа останется погружённой в волны Божественного Света, пусть Свет Воскресения станет её постоянным внутренним светом.

Братия, ликуйте же весело! Храня в домах этот символ жизни в Воскресшем Христе, вы пребудете всегда в радости.

В залог того, что Воскресший пребудет с нами навеки, примите святой хлеб – артос, раздаваемый сегодня. Святой артос, возлежавший всю Светлую неделю под алтарём – символ того, что Воскресший Господь здесь, невидимо пребывает с нами. Примите же часть этого святого хлеба как знак, что вы приняли Воскресшего Христа и что Он пребудет с вами вовеки. Примите как знак, что вкушением этого хлеба вы стали причастниками Воскресения, жизни нетленной и вечной. Да будет святой артос залогом вашего воскресения, залогом приобщения Христову Царствию! Братия, ликуйте же весело! Храня в домах этот символ жизни в Воскресшем Христе, вы пребудете всегда в радости. «Да празднует же весь мир, видимый же и невидимый: Христос бо восста, веселие вечное!» «И нам дарова живот вечный! Покланяемся Его тридневному Воскресению». Аминь. Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский «БЛАГОВЕСТНИК» №4-2012